Thursday, March 3, 2011

Комментарии к фильму «Бронзовая ночь»



Многие люди по сей день не поняли, кем была Красная Армия в Эстонии – освободителем или оккупантом. В некоторых странах Восточной Европы Красная Армия просто сменила нацистскую тиранию коммунистической. В Эстонии же она, без сопротивления со стороны немцев войдя на территорию страны  и заняв ее столицу, подавила попытку восстановления независимости. Когда Финляндия вышла из войны, а Красная Армия в Латвии прорвала германский фронт и вышла к Балтийскому морю, находившиеся в Эстонии германские войска по суше оказались отрезаны от своего тыла. 16 сентября 1944 года Гитлер принял решение оставить материковую часть Эстонии. В столице Эстонии Таллинне между эстонцами и отступающими немцами произошла перестрелка. На Вышгороде был водружен эстонский флаг. Попытки немцев уничтожить промышленные объекты в Таллинне были сорваны эстонскими патриотами, сильно разрушен был только порт. Созданное подпольным Национальным Комитетом Эстонии правительство приступило к управлению страной. Однако немцы увезли все тяжелое оружие, а что увезти не сумели, то уничтожили. Имея только стрелковое оружие, эстонцы не смогли предотвратить захват страны Красной Армией.
После захвата Эстонии оккупационная власть начала вести войну против памятников. Одних только памятников Освободительной войны 1918-1920 гг. уничтожили около 140. Были снесены и многие памятники деятелям культуры. В одном только Таллинне уничтожили три кладбища. Вандализм оккупантов вызвал вполне естественную реакцию эстонцев. Бывали случаи, когда население уничтожало памятников красноармейцам. Например, в центре Таллинна школьницы взорвали памятник в ночь перед его официальным открытием. То же самое делали школьники в городе Тарту.
Многие экономические беженцы из России, в годы советской оккупации переселившиеся в Эстонию в поисках лучшей жизни, сейчас начали испытывать комплекс неполноценности. Искореженная рабской жизнью психика заставляет их покорно смиряться с тиранией, а когда ничто не угрожает, щеголять показным геройством, как моська, храбро лающая в зоопарке на слона.
В 1947 году в центре Таллинна был установлен памятник красноармейцам с бронзовой скульптурой солдата. Постепенно он стал местом сбора не только советских ветеранов: сходки и демонстрации там стали устраивать те, кто оплакивает развал Советского Союза и восстановление эстонской независимости. Это увенчалось в 2006 г. громким конфликтом, а год спустя бунтом – причем оба были фактически спровоцированы действиями или, точнее, бездействием властей. 9 мая 2006 г. в Таллинне было зарегистрировано два митинга: первый – сторонниками советской оккупации, увековеченной в «бронзовом солдате», второй – противниками. Первый митинг должен был закончиться за полчаса до начала второго, но его участники не разошлись. Когда два человека подошли к памятнику с эстонским флагом и плакатом, то «интернационалисты» попытались вырвать плакат и флаг из их рук. На плакате было написана «Эстонский народ, не забудь: этот солдат оккупировал наше государство и депортировал наш народ!» Эстонская полиция, вместо того чтобы призвать патриотов бывшего СССР к порядку, увезла тех, кто хотели идти к бронзовому солдату в отведенное им время. «Импернацисты» (так их прозвали в народе), увидев, что могут безнаказанно нарушать общественный порядок, набрались храбрости и в 2007 году устроили в городе настоящий погром.
26 апреля 2007 года власти привезли в Таллинн из других мест Эстонии дополнительно 600 полицейских. Но вместо того, что приступить к действиям, когда хулиганы начали кидаться камнями и бутылками, полицейские – явно по указаниям начальства – вели себя как манекены, демонстрирующие на выставке мод полицейскую форму. Бунтовщики начали громить и грабить магазины. Общий ущерб, нанесенный мародерами, составил приблизительно 100 миллионов эстонских крон, то есть около 250 млн. рублей. Лишь на следующий день полиция начала действовать. Теперь и премьер-министр Эстонии Андрус Ансип решил показать себя героем и заявил, что все бунтовщики будут наказаны и памятник будет перенесен на военное кладбище.
Памятник был перенесен на военное кладбище, похороненные у памятника красноармейцы были перезахоронены туда же. Через некоторое время в Таллинн приехала делегация госдумы России проверить, не был ли памятник разрезан на части перед переносом на военное кладбище. Сразу по выходе из самолета глава российской делегации заявил, что премьер-министр Эстонии Ансип должен уйти в отставку. Этим они подняли престиж Ансипа. Но если бы они действительно хотели отставки Ансипа, то они не говорили бы об этом открыто, а готовились бы к этому за закрытыми дверями, как в 1940 году. Дело в том, что многие бывшие коммунисты после развала СССР вырядились в тогу патриотов, делая вид, будто всегда были сторонниками независимости Эстонии, – и одним их них является А. Ансип.
Во время бунта одному русскому парню было нанесено ножевое ранение, и он скончался. Российские средства массовой информации лгали, будто он был убит, когда защищал памятник. В действительности это произошло примерно за полкилометра от памятника, около одного их баров, разгромленных хулиганами. Теперь его выдают за российского национального героя. В Москве уже есть улица Дмитрия Ганина. Для равновесия следовало бы называть в Мосве улицы именами тех, кто были убиты коммунистами. И если улиц в Москве не хватает, то можно было бы одной улице дать имена нескольких человек. Например «улица маршала Тухачевского, маршала Егорова, командарма Корка», если взять только имена верных соратников партии, умерших естественной смертью коммуниста, то есть расстрелянных товарищами по партии. Может быть, тогда и самые невежественные из россиян начнут размышлять: кто же все-таки виноват в том, что народ великой, богатой природными ресурсами России, бывшей на второй мировой войне на стороне победителей, живет куда хуже, чем народы проигравших войну, бедных природными ресурсами стран – Германии, Японии и Финляндии? И почему т.н. «русскоязычное население», которое якобы дискриминируют в странах Балтии, не хочет вернуться на свою историческую родину, а если кого-то из них выселяют, то они начинают через Европейский суд по правам человека добиваться, чтобы их пустили туда обратно.
Война памятников, начатая советской оккупационной властью больше полувека назад, с переносом «бронзового солдата» не закончилась. Потеряв одно подходящее место для сборищ и провокаций, поклонники империи мечтают создать новое. Какое-то время носились с идеей – установить в столице Эстонии на российские деньги конную статую Петра Первого и разбить вокруг этого монумента парк имени Петра Первого. Потом можно будет обратиться к властям города с просьбой назвать и какую-нибудь площадь именем Петра Первого. А если власти не согласятся – опять устроить погром. Вот так они стараются укреплять «русский дух» в Эстонии – но не тот русский дух, о котором писал Пушкин, а тот имперский завоевательский дух, от которого соседи России, да и сами россияне так много натерпелись. Это дух войны, дух крови и смерти. Кому-то он, видать, по душе.

Таллинн, 2 мая 2010                                                                                         Калью Мятик
Валерий Калабугин

No comments:

Post a Comment